Члены ЕЛСС обсудили вопросы экспертно-правового обеспечения законодательного процесса в Государственной Думе
В мероприятии приняли участие порядка 80 представителей из более чем 50 регионов России, депутаты Государственной Дума Федерального Собрания Российской Федерации, представители федеральных исполнительных и судебных органов, а также члены Евразийского общества студентов юристов.
Семинар был посвящен вопросам экспертно-правового обеспечения законодательного процесса, его федеральным и региональным аспектам. Перед участниками выступили депутаты Государственной Думы, представители Прокуратуры, Верховного и Конституционного Судов Российской Федерации. Кроме того, в совещании приняли участие многочисленные представители научного сообщества – ведущие ученые-правоведы.
Семинар проводится ежегодно совместно Правовым управлением Аппарата Госдумы, Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации и Аналитическим центром при Правительстве России. Сегодняшнее мероприятие было посвящено вопросам экспертно-правового обеспечения законодательного процесса.
Открывая семинар, заместитель Председателя Государственной Думы Ирина Яровая поздравила участников заседания с Днем Конституции. «Наша задача – обеспечить законотворчество, строго следуя букве Конституции России», - сказала она.
И.Яровая подчеркнула, что «каждый закон должен быть понятен человеку. Законы пишутся для граждан, а не только для юристов».
Она выразила надежду на продолжение конструктивной работы с региональными парламентами, в том числе на такой площадке, как Совет законодателей. И.Яровая привела данные, согласно которым, в Государственную Думу прошлого созыва было внесено 1176 законопроектов от субъектов Российской Федерации, большинство из них были отклонены. «Регионы не исполняют собственные полномочия и недостаточно прорабатывают свою инициативу», - подчеркнула заместитель Председателя Государственной Думы.
С анализом практики применения законодательства субъектов Российской Федерации выступил Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман. Он сообщил, что количество проектов, поступающих на экспертизу в генпрокуратуру увеличилось на 13%. Каждый восьмой законопроект не прошел проверки по ряду факторов, в том числе по коррупциогенным. В большинстве регионов у Прокуратуры есть право законодательной инициативы. А.Буксман отметил, что «в 2016 году было разработано и внесено 400 законопроектов, большая часть из которых была принята».
Вопросы наиболее типичных нарушений законодательства при подготовке и принятии нормативноправовых актов субъектов Российской Федерации затронул в своем выступлении заместитель Председателя Верховного Суда Виктор Момотов. «Одна из основных ошибок при работе над законодательными инициативами – это нарушение требования актов высшей юридической силы», - подчеркнул он.
«Непротиворечивость и ясность формулировок законов обеспечит доверие граждан», - уверен начальник Управления конституционных основ публичного права Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации Евгений Тарибо. Он выступил за более тесное сотрудничество региональных и федеральных органов власти с тем, чтобы регионы успевали за изменением законодательства и права граждан были реализованы в срок. Говоря о значении правовых позиций Конституционного Суда, он подчеркнул, что их ясность и своевременность стала стимулом для совершенствования законодательства.
О реализации антикоррупционного законодательства в отношении лиц, замещающих государственные должности рассказал заместитель Министра труда и социальной защиты Алексей Черкасов.
В ходе семинара также прошли несколько тематических секций, которые были посвящены новым юридическим технологиям в экспертном обеспечении законодательного процесса.
Участники мероприятия обсудили аспекты экспертного взаимодействия законодательных органов государственной власти, были затронуты вопросы совершенствования законодательства об административных правонарушениях.
По итогам работы участники пришли к единому мнению о положительном значении меропрития, а также сошлись во мнении, что совместная работа профильных комитетов и комитетов соисполнителей региональных парламентов, дополнительное обсуждение на Совете законодателей, внимательное отношение правовых служб законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов к вносимым законопроектам серьезно повысят уровень законотворчества.
Отклик: официальный сайт ГД ФС РФ